Наталья Львовна (ncuxuamp_pro) wrote,
Наталья Львовна
ncuxuamp_pro

Categories:

Палеонтология от Умной Москвы

Внезапно нам достался бесплатный билет на Палеонтологию по приглашению artem_govorov (того самого ведущего Артема, которого я хвалила в прошлой записи про Таблицу Менделеева) через mosblog.

Умная Москва - предыдущие занятия:
1. "Планета Земля"
2. "Космонавтика"
3. "Таблица Менделеева"

Группу Артем нам предложил с 10 до 14 лет, зато пораньше, на 12 часов дня. Я подумала (и не ошиблась), что у меня мальчик умный и послушный, ему там будет нормально и в 9 лет.
Не могу удержаться и не похвастаться: потом, когда я ходила смотреть лаборатории после программы, ведущая лаборатории генетики очень нахваливала Мишу (сказала, что он намного лучше ("раз в десять") всех остальных детей, все знает, все очень хорошо делает, поинтересовалась, не готовится ли он поступать в биологический класс и удивилась, когда мы ответили, что нет).

Я очень довольна этой программой. Она реально интересная и познавательная. После разочарования от Космонавтики даже хотела больше туда не ходить, но две следующие (Таблица Менделеева и Палеонтология) оставили только положительные впечатления.

Видимо от того, что в воскресенье - середина майских праздников и многие разъехались, детей было на удивление мало, всего 33 человека (вместо плановых 60!), и сформировали всего три команды вместо обычных четырех. Конечно, это только добавляло комфорта занятию.

На входе в зал детям выдавали какую-нибудь ископаемую кость и сумочку для ее хранения. Мише достался зуб. Огромный!





Цель всего занятия была определить, чей же это зуб.
Для этого надо было пройти четыре лаборатории.

1. Генетическая лаборатория.


Рассказали об устройстве ДНК.


Потом дети секвенировали геном (у кого кто был: курица, страус, свинья).

Взяли настоящие косточки (Миша говорит, что они пахли куриным бульоном), выскребли из них костный мозг.



Растолкли в ступке, положили в пробирку, затем очень аккуратно надо было налить раствор из бутыли (Миша знает цель всего этого алхимического действия, а я - нет).


Затем добавляется преддиктор (для разных генов - разного цвета растворы: лежат на столе разноцветные пробирочки)


Потом пробирка уходит на центрифугирование.
У Миши все получилось, и его пробирку сохранили, как образец.


Ведущая нам ее выдала обратно специально для фотосессии :)


Таким образом дети научились методике выделения генома. Дальше им раздали уже готовые генные карты их ископаемых косточек.
Эту карту надо было совместить с картой-образцом и определить, какой получается кодирующий ген.
На карте-образце приведены гены строения нижней челюсти четырех современных животных (орел, тигр, латимерия и крокодил). На Мишиной распечатке - ген строения нижней челюсти его ископаемого зуба.
При совмещении получается, что гены этого зуба содержат много совпадений с генами современного тигра.


2. Лаборатория измерений.


Цель обучения в этой лаборатории - научиться определять приблизительный размер животного по измерению его отдельных костей.
Учили их на модельных животных, а потом они измерили свои образцы и определили, какого размера было их ископаемое.



Тиранозавр в сборе (это уже мы с Мишей снова его собрали, потому что мне тоже интересно!)


Для представления соотнесения размеров частей скелета с размером всего животного демонстрировались и современные скелеты:


И я не сфотографировала, зато потрогала кость бедра страуса :) Она большая!

Таким образом, было определено, что Мишин неизвестный ископаемый имел размер около двух метров.

3. Лаборатория датировок.


Как известно, способов датировки существует много и разных.
Для детей выбрали относительную геохронологию. То есть, если рядом, в этом же слое раскопок, находятся другие организмы, время жизни которых известно, то, скорее всего, искомый организм жил в этот же период.
Поэтому детям выдали слепки отложений, они должны были определить, что это и когда оно жило, и таким образом определить период жизни своего ископаемого, условно найденного рядом с этими организмами.


Один из этих "блинов" - Мишин.


Определители:


Использовали микроскопы, чтобы разглядеть получше.


Потом каждый сам сделал свой слепок с отпечатка (и смог забрать его домой)!
Мише достался лист гинкго. Белый круглый слепок слева- тот, что он сделал самостоятельно.


Соотнеся определенные датировки отпечатков, Миша смог определить, что его животное, потерявшее зуб, жило в пермский период.

4. Раскопки.


Место проведения раскопок.


Образцы найденных костей:




Еще какие-то образцы.


Найденное соотносили с определителем:


Вот такой определитель:


И раскладывали по ящикам в соответствии с классом: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и птицы.


Таким образом ребенок смог определить, что его зуб принадлежит животному из группы пресмыкающихся.

5. Итог.
Все эти данные заносились в специальную таблицу под названием "Записки палеонтолога".


В общем зале детей опросили.
- К какому периоду относится найденное животное? - Пермь.


_ Пресмыкающееся.


- На картинке всего три животных размером 2 метра.
Из них только одно имеет гены, сходные с тигром (гены строения нижней челюсти) и еще какие-то гены, сходные с кем-то (определяли другие дети, я не запомнила).
Поэтому:




Миша получил открытку со своим определенным животным, зуб которого он так старательно исследовал:




Ну и награждение победителей участников дипломами:


**********************************************
Пока дети работали в лабораториях, для взрослых проходила традиционная викторина и разбор полетов вопросов в виде лекции.
Было много интересного.
Про это я читала когда-то и смогла вспомнить правильный ответ.


Вот такая она в исправленной реконструкции:


Про акулу с челюстью в виде циркулярной пилы не знала (методом тыка ответила верно). Предположительные реконструкции этой акулы:






А вот и первый примат! Родственничек!


Кстати, разобрали, что же именно отличает приматов от других групп млекопитающих. Интересно, что продолжительность жизни каждой приматной особи дольше, а детенышей они имеют меньше, чем у соотносимых по размеру животных (например, этот протопримат соотносится с грызунами).

Ну и так далее и тому подобное :)

Викторина и лекция выстроены в хронологическом и логическом порядке согласно хронологии развития жизни на Земле и палеонтологической летописи. Конечно, неизбежно все максимально сокращено и укорочено, поскольку очень жесткие временные рамки, но в целом весьма интересно и познавательно.

********************************************************

Просто поражаюсь фантазии организаторов программы. Создать упрощенную, но правдивую модель настоящего научного исследования в палеонтологии - это вызывает искреннее восхищение!
Я думаю, наших детей теперь трудно будет смутить аргументами креационизма :).

Большое спасибо сообществу mosblog и лично Артему Говорову artem_govorov за приглашение на эту замечательную программу.

UPD. А еще Миша получил свои призовые очки за выполнение "домашнего задания" программы Таблицы Менделеева: сделал дома опыты с хромом :) Мы послали фотографии в УМ, и нам обещали выдать очки - и выдали!
Tags: mosblog, Миша, сходили
Subscribe
promo ncuxuamp_pro november 4, 2016 00:57 10
Buy for 20 tokens
кстати, вы лайкать-то не забывайте :), а то мне писать скучно
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments